Хотя меры, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры, неизбежно носят долгосрочный характер, может быть разработан ряд конкретных мероприятий, которые окажут непосредственное воздействие на состояние транспорта в НРС и на эффективное использование существующей инфраструктуры и оборудования. Эти меры в основном связаны с улучшением работы учреждений, региональных соглашений, оказанием помощи в вопросах управления (особенно на основе применения информационной технологии) и передачей "ноу-хау". Эти меры, в частности, необходимо рассмотреть на конференции по НРС.
Несмотря на долгосрочный характер инвестиций в инфраструктуру, существуют возможности принятия мер, которые могут оказать позитивное воздействие на проекты, связанные с инфраструктурой, уже на этапе планирования или начала осуществления таких проектов. Цель такой инициативы могла бы заключаться в разработке более систематизированного подхода к укреплению транспортной инфраструктуры. Действуя на основе такого подхода, многосторонние финансовые учреждения и другие традиционные доноры должны и впредь концентрировать свои усилия на финансировании проектов, связанных с инфраструктурой и оборудованием. ЮНКТАД и другие учреждения могли бы дополнить эти проекты, используя свои знания и опыт, путем укрепления учреждений в сфере транспорта, транзитных операций, материальнотехнического обеспечения, информационной технологии, содействия торговле и создания правовой основы, необходимой для повышения эффективности торговли и транспорта.
Проведение реформ
В условиях сокращения финансирования и повышения требований со стороны потребителей правительства развивающихся стран должны изыскивать пути повышения эффективности существующей транспортной инфраструктуры. В частности, необходимо использовать имеющуюся материальную базу, прежде чем обосновывать новые разработки. Следовательно, эта материальная база должна поддерживаться в рабочем состоянии и активно использоваться, что требует квалифицированного руководства, обладающего чувством ответственности и надлежащими полномочиями. Руководство должно иметь возможность по своему усмотрению корректировать штатное расписание и устанавливать тарифы с целью предоставления конкурентоспособных услуг на основе самообеспечения. Для обеспечения такой независимости необходимо изменить правила и нормативные акты. Для улучшения положения в этой области потребуются реформы по таким направлениям, как укрепление руководства, дерегулирование, коммерциализация или приватизация. Одним из средств привлечения знаний и средств в этот сектор является расширение участия частного сектора, особенно международных транспортных операторов. Например, недавнее участие частного сектора в руководстве контейнерным терминалом в одной из восточноафриканских НРС позволило удвоить производительность погрузочно-разгрузочных работ. НРС требуется помощь в пересмотре их нормативной базы, развитии людских ресурсов и осуществлении реформ.
Использование ИТ для решения проблем, касающихся руководства и управления транзитными перевозками
Информационные технологии позволяют без больших затрат значительно повысить эффективность транспортных операций при наличии политической воли, с тем чтобы проводить реформы и противостоять давлению крупных компаний. ЮНКТАД разработала практические пути решения вопросов эффективности, например систему предварительного уведомления о передвижении грузов (АКИС). Система АКИС предназначена для предоставления управленческой информации с целью решения проблем, касающихся смешанных транзитных перевозок и транспортных ресурсов. Эта действующая в режиме реального времени активная система предоставляет транспортным операторам надежную, полезную и оперативную информацию о транспортных операциях с указанием местонахождения товаров и транспортном оборудовании. Соответствующие показатели работы позволяют руководству устранять оперативные сбои и на национальном и субрегиональном уровнях предоставлять данные для макроэкономического планирования транспортного сектора. В настоящее время системой АКИС пользуются девять НРС. Для внедрения АКИС в других НРС требуются дополнительные финансовые ресурсы. Для повышения эффективности работы портов НРС необходимо разработать дополнительные методы путем использования информационной технологии и средств связи.
Разработанная ЮНКТАД Программа реформы и модернизации таможенной системы и автоматизированная система обработки таможенных данных (АСОТД) ускоряют процесс таможенной очистки путем компьютеризации и упрощения процедур, тем самым сводя к минимуму административные расходы. Программой АСОТД охвачена 31 НРС. Недавно для управления процедурами таможенного транзита был разработан новый модуль - версия АСОТД ++. Требуются дополнительные финансовые ресурсы для внедрения АСОТД ++ в других НРС и оказания помощи в переходе на нее странам, которые уже используют программу первого поколения АСОТД (примерно 24 страны).
Еще одним примером использования ИТ в качестве средства содействия транспортным операциям и осуществления субрегиональных механизмов интеграции в области транспорта является система дорожно-транспортной информации, разработанная Сообществом по развитию южной части Африки (СРЮА). Ряд стран уже внедрили эту компьютеризованную систему, содержащую информацию о регистрации и лицензировании транспортных средств, регистрации водителей и профессиональных водителей, регистрации центров проверки транспортных средств и водителей, дорожнотранспортных нарушений и судебных преследований, а также дорожно-транспортных инцидентов. Помощь во внедрении такой системы регистрации транспортных средств нужна другим странам субрегиона.
Региональная интеграция
Преодоление факторов, не связанных с материально-технической базой, которые препятствуют повышению эффективности использования существующей физической транспортной инфраструктуры, должно быть основной целью, особенно в условиях нехватки инвестиционных ресурсов. В этом контексте создание региональных транспортных коридоров и принятие единых правил и стандартов играют важную роль в деле упрощения транзитных перевозок. Требуются институциональные изменения, особенно в отношении осуществления соглашений и процедур, касающихся транзитных операций через НРС, не имеющие выхода к морю. С помощью этих институциональных изменений и связанных с ними мероприятий по подготовке кадров можно было бы снизить транспортные расходы стран, не имеющих выхода к морю. ЮНКТАД играет ведущую роль в разработке как транзитных систем и соглашений о транзите, так и методов использования ИТ для эффективного осуществления таких соглашений. Например, в контексте регионального механизма интеграции (Общего рынка восточной и южной части Африки - ОРВЮА) был разработан ряд соответствующих нормативных документов.
К числу документов по содействию транзитным перевозкам ОРВЮА относятся следующие: Согласованные пределы нагрузки на ось; Лицензии и транзитные знаки перевозчика; Согласованные дорожные сборы за транзит; Таможенный документ ОРВЮА/СРЮА; Таможенная региональная облигационная гарантия; и Система страхования гражданской ответственности водителей автотранспортных средств (Желтая карточка).
Создание и укрепление профессиональных органов и ассоциаций
В результате дерегулирования, либерализации, частичной и полной приватизации возросла роль частного сектора в снабжении транспортными и связанными с ними услугами. Для укрепления рычагов воздействия на политику и действия правительства частный сектор создает или укрепляет профессиональные органы и ассоциации (транспортно-экспедиторские ассоциации, дорожно-транспортные ассоциации) на национальном и региональном уровнях. Помимо представления интересов входящих в них членов профессиональные органы и ассоциации могут играть важную роль в осуществлении региональных транспортных нормативных документов, таких, как система страхования гражданской ответственности водителей автотранспортных средств. Однако в связи с тем, что многие профессиональные органы и ассоциации еще слабы, необходима финансовая и техническая поддержка в деле укрепления существующих ассоциаций и содействия созданию новых. Кроме того, необходимо содействовать развитию диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами, что также требует финансовой и технической поддержки.
РЛР и подготовка кадров
Для расширения участия частного сектора в транспортных операциях требуется также передача ноу-хау. Правительства должны разработать политику и нормативные акты, позволяющие всем операторам транспортных перевозок (всех видов) конкурировать в благоприятной коммерческой среде. Необходимо разработать современное законодательство и обеспечить его эффективное и объективное применение. Потребности в области подготовки кадров должны быть доведены до сведения государственных органов, которые призваны создать необходимую основу для участия частного сектора, а также до операторов с целью обеспечить их конкурентоспособность на международных рынках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий