четверг, 1 декабря 2011 г.

Стратегии повышения эффективности работы транспорта

 
Хотя меры, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры, неизбежно носят долгосрочный характер, может быть разработан ряд конкретных мероприятий, которые окажут непосредственное воздействие на состояние транспорта в НРС и на эффективное использование существующей инфраструктуры и оборудования. Эти меры в основном связаны с улучшением работы учреждений, региональных соглашений, оказанием помощи в вопросах управления (особенно на основе применения информационной технологии) и передачей "ноу-хау". Эти меры, в частности, необходимо рассмотреть на конференции по НРС.


Несмотря на долгосрочный характер инвестиций в инфраструктуру, существуют возможности принятия мер, которые могут оказать позитивное воздействие на проекты, связанные с инфраструктурой, уже на этапе планирования или начала осуществления таких проектов. Цель такой инициативы могла бы заключаться в разработке более систематизированного подхода к укреплению транспортной инфраструктуры. Действуя на основе такого подхода, многосторонние финансовые учреждения и другие традиционные доноры должны и впредь концентрировать свои усилия на финансировании проектов, связанных с инфраструктурой и оборудованием. ЮНКТАД и другие учреждения могли бы дополнить эти проекты, используя свои знания и опыт, путем укрепления учреждений в сфере транспорта, транзитных операций, материально­технического обеспечения, информационной технологии, содействия торговле и создания правовой основы, необходимой для повышения эффективности торговли и транспорта.


Проведение реформ
В условиях сокращения финансирования и повышения требований со стороны потребителей правительства развивающихся стран должны изыскивать пути повышения эффективности существующей транспортной инфраструктуры. В частности, необходимо использовать имеющуюся материальную базу, прежде чем обосновывать новые разработки. Следовательно, эта материальная база должна поддерживаться в рабочем состоянии и активно использоваться, что требует квалифицированного руководства, обладающего чувством ответственности и надлежащими полномочиями. Руководство должно иметь возможность по своему усмотрению корректировать штатное расписание и устанавливать тарифы с целью предоставления конкурентоспособных услуг на основе самообеспечения. Для обеспечения такой независимости необходимо изменить правила и нормативные акты. Для улучшения положения в этой области потребуются реформы по таким направлениям, как укрепление руководства, дерегулирование, коммерциализация или приватизация. Одним из средств привлечения знаний и средств в этот сектор является расширение участия частного сектора, особенно международных транспортных операторов. Например, недавнее участие частного сектора в руководстве контейнерным терминалом в одной из восточноафриканских НРС позволило удвоить производительность погрузочно-разгрузочных работ. НРС требуется помощь в пересмотре их нормативной базы, развитии людских ресурсов и осуществлении реформ.

Использование ИТ для решения проблем, касающихся руководства и управления транзитными перевозками

Информационные технологии позволяют без больших затрат значительно повысить эффективность транспортных операций при наличии политической воли, с тем чтобы проводить реформы и противостоять давлению крупных компаний. ЮНКТАД разработала практические пути решения вопросов эффективности, например систему предварительного уведомления о передвижении грузов (АКИС). Система АКИС предназначена для предоставления управленческой информации с целью решения проблем, касающихся смешанных транзитных перевозок и транспортных ресурсов. Эта действующая в режиме реального времени активная система предоставляет транспортным операторам надежную, полезную и оперативную информацию о транспортных операциях с указанием местонахождения товаров и транспортном оборудовании. Соответствующие показатели работы позволяют руководству устранять оперативные сбои и на национальном и субрегиональном уровнях предоставлять данные для макроэкономического планирования транспортного сектора. В настоящее время системой АКИС пользуются девять НРС. Для внедрения АКИС в других НРС требуются дополнительные финансовые ресурсы. Для повышения эффективности работы портов НРС необходимо разработать дополнительные методы путем использования информационной технологии и средств связи.

Разработанная ЮНКТАД Программа реформы и модернизации таможенной системы и автоматизированная система обработки таможенных данных (АСОТД) ускоряют процесс таможенной очистки путем компьютеризации и упрощения процедур, тем самым сводя к минимуму административные расходы. Программой АСОТД охвачена 31 НРС. Недавно для управления процедурами таможенного транзита был разработан новый модуль - версия АСОТД ++. Требуются дополнительные финансовые ресурсы для внедрения АСОТД ++ в других НРС и оказания помощи в переходе на нее странам, которые уже используют программу первого поколения АСОТД (примерно 24 страны).


Еще одним примером использования ИТ в качестве средства содействия транспортным операциям и осуществления субрегиональных механизмов интеграции в области транспорта является система дорожно-транспортной информации, разработанная Сообществом по развитию южной части Африки (СРЮА). Ряд стран уже внедрили эту компьютеризованную систему, содержащую информацию о регистрации и лицензировании транспортных средств, регистрации водителей и профессиональных водителей, регистрации центров проверки транспортных средств и водителей, дорожно­транспортных нарушений и судебных преследований, а также дорожно-транспортных инцидентов. Помощь во внедрении такой системы регистрации транспортных средств нужна другим странам субрегиона.

Региональная интеграция
Преодоление факторов, не связанных с материально-технической базой, которые препятствуют повышению эффективности использования существующей физической транспортной инфраструктуры, должно быть основной целью, особенно в условиях нехватки инвестиционных ресурсов. В этом контексте создание региональных транспортных коридоров и принятие единых правил и стандартов играют важную роль в деле упрощения транзитных перевозок. Требуются институциональные изменения, особенно в отношении осуществления соглашений и процедур, касающихся транзитных операций через НРС, не имеющие выхода к морю. С помощью этих институциональных изменений и связанных с ними мероприятий по подготовке кадров можно было бы снизить транспортные расходы стран, не имеющих выхода к морю. ЮНКТАД играет ведущую роль в разработке как транзитных систем и соглашений о транзите, так и методов использования ИТ для эффективного осуществления таких соглашений. Например, в контексте регионального механизма интеграции (Общего рынка восточной и южной части Африки - ОРВЮА) был разработан ряд соответствующих нормативных документов.

К числу документов по содействию транзитным перевозкам ОРВЮА относятся следующие: Согласованные пределы нагрузки на ось; Лицензии и транзитные знаки перевозчика; Согласованные дорожные сборы за транзит; Таможенный документ ОРВЮА/СРЮА; Таможенная региональная облигационная гарантия; и Система страхования гражданской ответственности водителей автотранспортных средств (Желтая карточка).

Создание и укрепление профессиональных органов и ассоциаций
В результате дерегулирования, либерализации, частичной и полной приватизации возросла роль частного сектора в снабжении транспортными и связанными с ними услугами. Для укрепления рычагов воздействия на политику и действия правительства частный сектор создает или укрепляет профессиональные органы и ассоциации (транспортно-экспедиторские ассоциации, дорожно-транспортные ассоциации) на национальном и региональном уровнях. Помимо представления интересов входящих в них членов профессиональные органы и ассоциации могут играть важную роль в осуществлении региональных транспортных нормативных документов, таких, как система страхования гражданской ответственности водителей автотранспортных средств. Однако в связи с тем, что многие профессиональные органы и ассоциации еще слабы, необходима финансовая и техническая поддержка в деле укрепления существующих ассоциаций и содействия созданию новых. Кроме того, необходимо содействовать развитию диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами, что также требует финансовой и технической поддержки.

РЛР и подготовка кадров
Для расширения участия частного сектора в транспортных операциях требуется также передача ноу-хау. Правительства должны разработать политику и нормативные акты, позволяющие всем операторам транспортных перевозок (всех видов) конкурировать в благоприятной коммерческой среде. Необходимо разработать современное законодательство и обеспечить его эффективное и объективное применение. Потребности в области подготовки кадров должны быть доведены до сведения государственных органов, которые призваны создать необходимую основу для участия частного сектора, а также до операторов с целью обеспечить их конкурентоспособность на международных рынках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий