Стихийное развитие рынка транспортных услуг в сфере перевозок пассажиров заставило по-новому взглянуть на формирование и организацию системы пассажирских перевозок. Существующая многолетняя практика допуска частных автоперевозчиков на рынок транспортных услуг, не самым лучшим образом сказалась на транспортной системе регионов. В результате, стало очевидным, что недостатки привлечения коммерческих перевозчиков превышают их достоинства.
Нельзя не согласиться с тем, что на современном этапе частный бизнес имеет особое влияние на функционирование транспортной отрасли. В сложившихся условиях государственные пассажирские автотранспортные предприятия не имеют возможности открывать новые маршруты, увеличивать выпуск транспортных средств, интенсивность и регулярность движения транспорта. Большинство вновь открытых маршрутов принадлежат коммерческим перевозчикам. Кроме того, постоянно увеличивается количество подвижного состава, находящегося в собственности граждан и объем перевозок автобусами малых автопредприятий и физических лиц.
На сегодняшний день число маршрутов, обслуживаемых государственными автотранспортными предприятиями и перевозчиками немуниципальной формы собственности, практически сравнялось. Наиболее выгодные маршруты муниципальных предприятий дублируются коммерческими маршрутами частного извоза. Естественно, это пригородные маршруты, носящие постоянный характер. Наименьшая доля частников наблюдается на дачных маршрутах, которые вследствие своей сезонности становятся для них менее привлекательными.
Пригородные маршруты малых автопредприятий и физических лиц имеют совершенно иную структуру и строятся исходя из коммерческих соображений. Как правило, протяженность большинства маршрутов государственных унитарных предприятий в пределах городской черты составляет от 10 до 20 %. Коммерческие маршруты 50%, а некоторые и до 70% своего пути проходят по улицам города. Стоимость проезда в пригородных автобусах в городской зоне выше, чем в городских автобусах. Действует один тарифный участок «по городу».
Малые пассажирские автотранспортные предприятия формируют пригородные маршруты таким образом, чтобы появилась возможность получения дополнительной прибыли от перевозок пассажиров в пределах черты города. При этом повторяются городские маршруты, имеющие наибольшие величины пассажиропотоков, наиболее напряженные участки. В результате, основные транспортные магистрали города получают дополнительную нагрузку, а проблема транспортного обслуживания жителей пригородной зоны остается открытой.
«Частники» обслуживают районы области с наиболее удобным географическим положением относительно областного центра и развитой инфраструктурой. Наиболее отдаленные населенные пункты пригорода обслуживаются только муниципальными пассажирскими автотранспортными предприятиями. Сеть коммерческих маршрутов захватывает ближайшие населенные пункты области, в которых сконцентрировано значительное число жителей, работающих в городе.
Таким образом, можно отметить, что перевозчики немуниципальной формы собственности при выборе пригородного маршрута ориентируются на следующие показатели: отдаленность населенного пункта от города; развитость инфраструктуры и возможность круглогодичного обслуживания; численность населения и его социальный состав. Такой подход только усугубляет и без того сложную ситуацию, сложившуюся на пассажирском автотранспорте.
Так как основной целью функционирования транспортной отрасли является полное удовлетворение потребности населения в перевозках, необходимо решить вопрос оптимального соотношения спроса и предложения на рынке транспортных услуг, скоординировать деятельность перевозчиков всех форм собственности, создать условия добросовестной конкуренции, при которых появилась бы возможность разумного регулирования и контролирования рынка пассажирских перевозок. Для этого необходимо создать соответствующую законодательную и нормативно-правовую базу, экономические механизмы регулирования перевозок, установить входные и межотраслевые барьеры, а также ввести ограничения доступа перевозчиков на пассажирские маршруты в зависимости от качества предоставляемых услуг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий